На тренингах в нашем центре мы применяем теорию гештальт-терапии. В этой теории заметное место занимает экзистенциальная проблема выбора. Одной статьей мы не сможем научить вас делать выбор правильно. А вот показать основы правильного выбора и подходы к тому, как научиться выбирать то, что вам подходит – вполне. Также - презентуем тренинги, которые предназначены для того, чтобы вы научились осознанно делать свой выбор
Большинство людей живут, не выбирая. Это очень сильное высказывание, значит, не совсем верное. В чем-то мы прекрасно ориентируемся. Выбирая марку туалетной бумаги в супермаркете или бренд одежды, автомобиля, мы делаем выбор. Эта область – из интересов рекламщиков, потребительское поведение, предпочтение покупателя. И в этой области мы вполне компетентны и даже можем обосновать свои предпочтения, то есть, научились выбирать правильно.
Однако в жизни нам приходится менять профессию, менять партнера, место жительства, менять сферу предпринимательства, стратегию бизнеса – и выбирать что-то новое. Наверняка то, чем придется заниматься, выбирать сложнее, чем бренд кефира в магазине.
Важно научиться делать выбор правильно, что бы ни было предметом или объектом выбора. Даже если объект выбора – это субъект, то есть – человек. Даже, если объект выбора – это профессия, или стратегия компании. Труднее всего выбирать способ жизни, партнера для создания семьи, страну или место жительства,. Чем предмет выбора важнее, тем дороже стоит ошибка.
В гештальт-терапии основой считают теорию поля – это все жизненно важные, и не важные обстоятельства – начиная от стадии экономического цикла, облачности и погоды и заканчивая ощущением в животе и коленке. В этом поле обязательно должна произрастать фигура, на которую направлена наша потребность, актуальная именно сейчас. Пример, если вы голодны, то фигурой может быть кусок жареной говядины. А полем – все то, что способствует или препятствует удовлетворению потребности, предоставляет возможности и ставит ограничения.
Если вы сейчас хотите есть – а это самый простой пример потребности, знакомой всем без исключения, фигура сочного куска жареной говядины – это то, что нужно. Далее все становится на свои места. Вы идете в магазин, покупаете и готовите. Или идете в ресторан и заказываете – так быстрее всего. Или манипулируете супругой, принеся этот кусок мяса при помощи любви и ласки, получая свой жареный кусок. Как правильно сделать выбор в простых ситуациях – такой вопрос и не стоит.
Но когда в этом примере произошел выбор? Чем он обусловлен? Выбор происходит вначале – когда вы представили себе объект выбора, и ощутили его свойства. Далее вы действовали в поиске лучшего варианта достижения цели. Потом приняли ответственность за свой выбор – то есть, в данном случае, заплатили и съели этот кусок мяса. Правильно сделать выбор – означает, что нужно прислушаться к своей потребности, к своему желанию, а потом – делать.
Осознанность выбора мы понимаем как включенность в процесс поиска, добывания и пиршества – с его вкусовыми и тактильными ощущениями. Ответственность за свой выбор вы на себя взяли, когда начали активные действия по достижению цели. Сама ответственность в данном случае – это готовность завершить все этапы действий в адекватном исполнении. Это значит, что если вы стянули в супермаркете кусок мяса и убежали – это, фигуративно выражаясь, не из самых возможных адекватных поступков.
Если вы в процессе своих действий отвлеклись на просмотр телепередачи или в супермаркете забыли, что вам было нужно, – вы поступили безответственно по отношению к своей потребности и к своему выбору. В первом случае – уже приготовленный кусок мяса остынет и вы не получите того, что хотели, а следствием забывчивости могут стать сосиски, или еще что-то, менее съедобное.
Приведенный пример для тренинга годится, это как обучалка или инструкция. Сложная жизненная задача – такая, которая требует в 100 раз больше времени, чем поход в супермаркет, больше усилий и в ее описании больше неизвестных параметров, свойств, много неопределенности.
Некоторые «цифровые» способы решения задач – типа SWOТ анализа – являются хорошим подспорьем, пригодны в производственных целях, но не пригодны для счастья. В самом деле, не станете же вы выбирать партнера или профессию на основании SWOT. Хотя, для некоторых характеров, такой метод будет работать.
В сложных жизненных задачах лучше действовать последовательно, – разделять их на этапы, на части.
Неопределенность – исследовать, проверять, принимая во внимание наличие ресурсов. Трудно считать результатом то, что вы дошли до магазина, в котором продают мясо, а денег на него нет, или силы не позволяют открыть ручку двери.
И тут самое важное,
Основная задача тренингов – восстановить способность творческого спонтанного проявления, – творческого приспособления. В нашем примере с добычей стейка это будет выглядеть так.
Вы дошли до магазина, а силы вас покинули – попросить помощи у незнакомого человека, чтобы он поддержал вас в сложной дороге до прилавка. А если нет денег – можно устроить небольшой спектакль на полчаса – и собрать пожертвования.
Неопределенность – это нечеткий фон, обстоятельства поля, которые делают реальную фигуру потребности менее различимой. Есть немало способов, как преодолеть неопределенность на пути к осуществлению своего выбора, но эта тема столь обширна, что надо писать еще одну статью.
Тренинг-центр Марика Хазина предоставляет несколько программ, которые «заточены» на развитие спонтанности, осознанности и даже интуиции.
Калейдоскоп – это начальный курс открывания глаз на реальность, в котором поле внимания и доступных выборов станет больше, а спектр видения расширится.
Время, видение, предназначенье – это продвинутый курс к тому, чтобы вам было проще выбирать важное и нести ответственность за свой выбор.
Умение делать правильный выбор не дается сразу, его нельзя выучить, но можно «вспомнить». Он зашит в человеке с детства и подавляется либо средой, либо окружением, воспитанием. Но подойти постепенно к мастерству – можно. Этому точно способствует участие в длительных программах тренингов для тренеров. Сам выбор профессии и профориентация не входит в задачи тренинга. Цель участника – стать более спонтанным, активным и осознанным, и это пригодится весьма в умении делать свой выбор правильно.